Ροή Ειδήσεων

Митрополит Болгарской церкви: «Россия становится сильнее»

Вандалы залили краской монумент советским воинам в столице Болгарии Софии. Между тем одна из самых близких нам православных церквей — Болгарская. Что нас объединяет и каковы отношения двух церквей и двух государств? Наш разговор с одним из самых известных представителей её — с митрополитом Гавриилом Ловчанским. Он с 1986 по 1991 возглавлял Московское подворье Болгарской православной церкви и знает об отношениях с РФ как никто другой.

Юлия Тутина, «АиФ»: Владыка, недавно вы побывали в России в составе делегации, которую возглавил глава болгарской церкви — патриарх Неофит. Как встретила делегацию российская сторона и каковы ваши впечатления от визита?

ДОСЬЕ

Митрополит Гавриил (в миру Цветан Методиев Динев) родился в 1950 году в Софии. Епископ Болгарской православной церкви, митрополит Ловчанский. В 2013 году был одним из трёх кандидатов на патриарший престол Болгарской Православной Церкви.

Митрополит Гавриил Ловчанский: Должен сказать, что нас встретили очень сердечно и радушно. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл оказал нам огромное внимание. С ним мы два раза сослужили за Литургией, встречались и обсуждали актуальные проблемы церковной жизни, наши и Русской церкви.

Люди везде нас встречали очень сердечно, но это нас не удивило — мы не впервые в России и знаем, каково отношение Русской церкви и русского православного народа к Болгарии.

Особенно нас обрадовали положительные изменения в вашей стране и в церкви — во многих местах мы были не в первый раз и своими глазами видим, как сильно меняется Россия в лучшую сторону. Ваша страна становится всё более сильным, могущественным православным государством, государством с православным присутствием в жизни и духе.

Расцвет православия виден во многом: во множестве новых и восстановленных старых монастырей, всё большем числе монахов, монахинь и в том, что люди везде стараются восстановить святоотеческие уставы и порядки — и в монастырях, и в своей жизни. Открыто большое число новых духовных академий, семинарий — те, которые мы посетили, мы можем взять в качестве примера, нужно использовать новые технологии для лучшего обучения учащихся и студентов. Это действительно произвело на меня огромное впечатление, особенно семинария Сретенского монастыря. Такие условия созданы — только учись! Радуемся, что Россия действительно не только православная, но и могущественная, не только могущественная, но и православная.

— Болгария — родина святых Кирилла и Мефодия, давших России письменность, что в нашей стране не забывают никогда. А каково отношение к этим святым в самой Болгарии? Почитаемы ли они, считаются ли символом единения наших двух народов?

— В Болгарии почитание и уважение к делу святых братьев и к самим братьям исключительное. Во времена атеизма, когда отрицалось всё церковное, когда считалось, что не существует ничего полезного из того, что дала церковь, даже тогда дело святых братьев всё-таки почиталось. В ученичестве мы ходили 24 мая на манифестации — отмечали этот день как праздник письменности, науки, культуры. И в те годы ставили памятники святым братьям, один даже был подарен Мурманску в начале перестройки. Но, естественно, в наше время есть более подходящий способ для празднования памяти святых братьев — государство празднует этот праздник с церковью, и он приобретает новое значение.

У нас много церквей и монастырей, носящих имя святых братьев Кирилла и Мефодия, школ и университетов, улиц и площадей. Например, мы в Ловече строим кафедральных собор — самый большой в епархии, и главный престол в нём также будет посвящён святым Кириллу и Мефодию, потому что главным городским праздником Ловеча в довоенные времена был именно День памяти святых братьев, и теперь он восстановлен.

Все болгары рады тому, что в нашей стране сохранилось и приумножилось наследие святых братьев. Это огромный вклад Болгарии в духовную и культурную сокровищницу славянских народов.

По второй части вопроса нужно сказать, что в основе наших отношений всегда лежали православная духовность, православная вера. Когда Россия и Болгария были языческими, отношения были совсем другими. Не было ничего общего, кроме близости наших языков. Но православная вера создала эти связи — сильные, могущественные, которые пережили различные испытания — именно они сохранили нашу дружбу.

Без царя Бориса — крестителя болгарского народа — дело святых братьев могло быть уничтожено, а православная вера не смогла бы укорениться в жизни и быте славянских народов. Святые братья перевели самые важные книги Священного Писания, богослужебные, другие святоотеческие книги на понятный славянам язык, и таким образом это вошло глубоко в народное сознание всех славян.

Общий язык, общие первоучители объединяют славян — это основа для вечной дружбы, это основа духовной культуры всех славянских народов. Во время коммунизма в России их память почти не праздновалась, но сейчас, как сказал мне патриарх Кирилл, многие города России очень торжественно празднуют 24 мая — День святых братьев — как День славянской письменности и культуры.

— Для России, а также Белоруссии и Украины День славянской письменности — традиционно большой праздник. Постепенно его начинают праздновать почти во всех городах нашей страны. Но сегодня в мире обстановка сложная — как примирить два братских народа, русских и украинцев, объединённых одной верой и одной церковью?

— В данном случае я бы ответил всего несколькими словами: мудростью, незлобием, терпением и любовью.

— Болгары и русские — традиционно дружественные народы, а как сделать так, чтобы наши и другие государства всегда не только жили в мире друг с другом, но и сохраняли его внутри страны? Каков в этом плане опыт Болгарии?

— Самая лучшая основа для любви и мира — учение Господа Иисуса Христа. Нужно постараться воцерковить людей, приобщить их к христианству, особенно — к православию, которое сохранило всю полноту Христовой Истины. Учить детей вере надо с малолетства. В этом отношении я очень рад за Россию, которая недавно ввела на всей своей территории изучение основ религиозной культуры. Так хотим сделать и мы здесь. В Болгарии в настоящий момент положение другое, в результате чего менее 1 % детей изучают православие, согласно статистике. А я думаю, что желающих родителей было бы гораздо больше. То есть нужно нам дать им возможность, чтобы их дети изучали православие, потому что это огромная сила в воспитании молодёжи.

Во времена коммунизма порядки были строгими, много вредного запрещало государство. А сейчас рано или поздно наступает момент, когда только хорошо выученный и воспитанный человек может устоять в испытаниях, перед соблазнами, которые появляются у молодых людей. Мы стараемся влиять на людей православным воспитанием, потому что знаем из Евангелия заповеди любви к Богу, любви к ближнему. Любить ближнего, как самого себя, или даже, по мнению многих святых отцов, любить больше, чем самого себя. Также сказано: любить даже своих врагов. Что может быть сильнее для взаимопонимания? Сейчас часто говорят о толерантности, что обозначает всего лишь терпимость. Любить врага — это не толерантность, это истинное проявление Христовой любви. Если у нас есть такое отношение к окружающим, тогда не будет войн, которые возникают из-за наших греховных страстей. Если у нас получится приобщить большую часть людей к вере, сделать так, чтобы они полюбили Христа, полюбили Евангелие — тогда будет понимание, любовь, прощение между людьми, самопожертвование человека ради другого.

— В России всё меньше читают, особенно молодые люди, но всё больше интересуются компьютерами. Что делать в этой ситуации, как перебороть проблему?

— Я думаю, многие родители не отдают себе отчёта в том, как страшно оставить ребёнка одного с компьютером. Во многих случаях родители, чтобы оторваться от ребёнка, включают ему компьютер или телевизор и занимаются своими делами. А потом удивляются, почему ребёнок делает то или это или не хочет делать ничего.

Компьютер очень хорош, когда его используешь в качестве помощника. Но если он становится твоим господином — это страшно.

Вчера один мой друг рассказал о своём племяннике — тот всё сидит дома, занят только компьютером. Не работает, не учится, не выходит пообщаться с кем-нибудь. И за этим нужно следить с малолетства. Да, в наше время нельзя не учить компьютерной грамоте, но нужно устанавливать детям режим и учить использовать компьютер в определённое время.

Кроме того, нужно искать для детей альтернативу. Потому что, возможно, они увлекаются этим, не имея ничего другого. Родители могут и должны обеспечить возможность для занятий спортом, туризмом, рисованием, пением и другими хорошими и полезными увлечениями. Кроме того, верующие родители должны приучать детей и к церковной жизни — посещению богослужений, молитве, чтению духовной литературы.

Школа и общество тоже должны понять, что это очень серьёзный вопрос. Мы не можем остановить прогресс, не можем повернуть эту техническую революцию, но нужно употребить все силы и не допустить, чтобы она разрушала духовное и физическое здоровье человека. А сейчас во многих случаях именно так и происходит, и это общая проблема и в России, и в Болгарии.

— Болгария, как и Россия, пережила сложный советский период, когда к церкви отношение было настороженное, если не враждебное. Как у вас в стране преодолевали последствия советского наследия и есть ли проблемы сейчас?

— Два поколения были воспитаны в духе неверия, атеизма, и едва ли мы преодолели последствия. Например, мы в Болгарии уже много лет боремся, чтобы ввести в школах изучение религии, но не получается внести этот предмет в обязательную программу обучения. Противники подобного курса утверждают, что многие родители не хотят этого, но ведь они часто не знают, о чём речь. Может быть, кто-то из них против, потому что боится сект. Но когда они видят, какое положительное влияние оказывает изучение православия, тогда они меняют своё мнение и сами начинают рассказывать знакомым об этом предмете.

Конечно, коммунисты взяли от христианства много моральных принципов. Но когда тебе говорят: будь хорошим, но не говорят, зачем тебе быть хорошим, — это бесполезно. Это как я сам задавал себе вопросы: зачем соблюдать все эти правила, почему это хорошо, а другое плохо? А если человек состарится и перед уходом в другой мир впадёт в отчаяние, что он пропустил свою жизнь — что не крал, не жил для себя, что не использовал всё, что мог? Тогда на этот вопрос мне никто не мог ответить. На этот вопрос мне ответила вера. Когда я воцерковился, тогда понял, зачем человеку нужно быть хорошим. Атеизм же дозволяет человеку всё, без веры человек может делать всё что угодно.