ДЕЛО ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА ИРИНЕЯ ПЕРВОГО. ЛУКИС Г. ЛУКАИДИС, АДВОКАТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАНТЫ
Руковдствуясь инструкциями благочестивых паломников
Святых мест я посетил Иерусалим 4 ноября 2008 года.
Целью моего визита было ознакомиться с условиями жизни Святейшего
Патриарха Иерусалимского Иринея, продолжающего жить в Иерусалиме, с тем, чтобы
выяснить, как с ним обращаются, и насколько в отношении его соблюдаются права
человека. По приезде в Иерусалим, я сразу же явился в Патрирахат, где
встретился с Патриархом Феофилом в его кабинете и объяснил ему цель своего
визита. Патриарх ответил, что слышал обо мне от Посла Кипрской Республики в
Израиле, и соответственно, даст мне разрешение встретиться со Святейшим Иринеем,
проживающим в здании Патриархата, в келье, запертой снаружи. Феофил объявил
мне, что даст мне в сопровождающие кого-то, кто откроет дверь и останется со
мной в течение всей моей встречи со Святейшим Иринеем. Насколько я
понял,сопровождать меня должен был кто-то из полицейских. Я ответил Феофилу,
что будет неправильным, если при нашей беседе будет присутствовать кто-то
третий, поскольку я приехал в качестве адвоката в расчете получить
доверительную информацию от Святейшего Иринея относительно условий его жизни.
На мой вопрос, почему он считает необходимым присутствие третьего лица, Феофил
ответил мне, что это продиктовано требованиями безопасности. Но в конце концов
я убедил его, чтобы он позволил мне переговорить со Святнейшим Иринеем наедине.
В ожидании полицейского, который проводил бы меня к келье
Иринея, я завел разговор с г. Феофилом относительно условий жизни Иринея в Патриархате. Феофил отвечал
спокойно, но в голосе его звучали враждебные нотки при упоминании имени г.
Иринея. Он сказал, что Ириней не должен жить в Патриархате, поскольку он
низложен и с него снят патриарший сан, вследствие чего в настоящее время он
является обыкновенным монахом, и как таковому ему следовало бы отправиться в
какой-нибудь монастырь, дабы посвятить время раскаянию и уничижению. Это, как
он сказал, закон церкви. Я ответил Феофилу, что наряду со строжайшими
параграфами каждого закона, имеются и принципы естественного правосудия и
снисхождения, и что, принимая во внимание патриарший сан, которым еще недавно
был наделен Ириней, к нему следовало бы проявить снисхождение, оставив его
проживать на территории Патриархата. Затем я спросил, дают ли пищу Иринею, на
что Феофил мне ответил, что г. Ириней отказывается принимать какую-либо пищу из
их рук, так как боится, что его отравят. На вопрос, почему келью Иринея держат
запертой, и не позволяют ему свободно передвигаться по территории Патриархата,
поступил ответ, что это происходит потому, что являются стороники Иринея и
затевают ссоры. На этом я прервал нашу беседу, так как почувствовал, что
атмосфера начала накаляться, становилась вреждебной, а я не мог рисковать своим
свиданием с Иринеем. Во время моего разговора с г. Феофилом в его кабинете
присутствовали и другие священники.
Вооруженный израильский полицейский проводил меня к келье
Иринея. Подход к ней был заблокирован металлической решеткой, преграждающей
вход во внутреннее помещение. Создавалось впечатление, что находишься в тюрьме.
Зарешеченная дверь отворилась и мы оказались
маленьком дворике, который вел к двери кельи. Полицейский ушел, а я
вошел в келью Иринея. Насколько я понял, помещение состояло из небольшой кухоньки,
туалета, спальни и маленького холла. Ириней выглядел подавленным и расстроенным,
но он явно обрадовался, увидев меня. Мы уселись в холле, и я пробыл с Иринеем
около 3 часов.
ИНФОРМАЦИЯ,
ПОЛУЧЕННАЯ МНОЙ ОТ ИРИНЕЯ
- Ему не разрешается покидать келью.
- Дверь кельи заперта снаружи все 24 часа в сутки.
- Никому не разрешатся (друзьям, соратникам, паломникам, пастве) его посещать. Я увидел, что в его распоряжение предоставлены два мобильных телефона и один стационарный.
- Ему объявили, что если он покинет келью (независимо, по какой причине), то ему будет запрещено возвратиться назад.
- В этой келье он прожил большую часть времени.
- Ириней отверг утверждения Феофила о том, что он не принимает пищу, которую ему приносят, и категорически заявил, что ему никогда не приносили еду от Феофила.
- Продукты, которые имеются в келье, Иринею приносят любящие и уважающие его люди, причем, продукты попадают к Иринею разными путями, которые в настоящий момент я не могу описать. В любом случае, в холодильнике у него имеется продуктовый запас, переданный ему друзьями и сторонниками.
- Ему не позволяется посещать маленькую церковь Святой Феклы, находящуюся рядом с его кельей, и служить.
- Никакой медицинской помощи ему не предоставляется, как никто не помогает ему и убирать келью: Ириней убирает сам свое помещение.
- Он категорически заявил мне, что так казываемое низложение его было и есть незаконным, против канонов Церковного Права Греко-Православной Церкви. При этом он сослался на выводы Спиридона Кондоянниса, профессора Теологии Афинского университета. Он предоставил мне возможность побеседовать по телефону с вышеуказанным профессором, который подтвердил, что так называемое низложение Иринея было вызывающе нелегальным и недействительным с самого начала. На эту тему мы беседовали с Иринеем довольно долго и во всех подробностях, и он объяснил мне, что так называемое низложение его явилось продуктом заговора против него лиц и властей, относящихся к нему без симпатиии, поскольку он не соглашался с ними по принципиальным вопросам и вопросам, касающимся православия. Он категорически отверг опубликованную информацию о том, что он осуществлял незаконные сделки с церковной недвижимостью Патриархата, и призвал лица, имеющие доказательства обратного, представить их. От имени Иринея и вразрез с его указаниями действовал некий Пападимос, подделавший доверенность за подписью Патриарха.
- Решительно отверг предложение Феофила удалиться в монастырь, подальше от Патриархата, представив мне свидетельство о том, что сам Патриархат является монастырем.
- Ириней решительно заявил, что он является законным Патриархом Иерусалимским и подверг сомнению режим и власть Феофила, причем представил о информацию, идущую от православных христиан, и свидетельствующую о том, что Феофил во многих случаях действовал и продолжает действовать аморально.
ВЫВОДЫ:
Я убежден, что Ириней содержится в изоляции от остального
мира, запертый снаружи, точно заключенный, в нечеловеческих и оскорбительных
для него условиях, без причины, нелегально, против прав человека, определяемых самыми
разными международными соглашениями и пактами. К сожалению, государство Израиль
не утвердило Факультативный протокол к Международному пакту ООН о гражданских и
политических правах, в результате чего лица, находящиеся в его юрисдикции,
лишены защиты своих прав, в согласии с этим Пактом. Следует, однако, добавить,
что на основании фактов, которые я считаю очевидными, и опираясь на статьи
конкретного пакта, можно утверждать, что следующие права Иринея нарушались и
продолжают нарушаться Феофилом и государственной властью, его поддерживающей:
- Право не быть подвергаемым бесчеловечному и уничижительному обращению (ст. 7),
О данном нарушении свидетельствуют уловия жизни,
навязываемые Иринею в форме изоляции, лишения пищи, медицинского обслуживания и
других необходимых вещей, а также то, что дверь его запирается снаружи.
- Право на свободу и безопасность (ст. 9)
Это подтверждается фактом, что Ириней по сути живет в Патриархате
заключенным, а таже чинятся всяческие препятствия всем тем, кто желает его
навестить без разрешения Феофила, который единственный обладает правом
принимать решение по данному вопросу.
- Право неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 17)
Нарушение этой статьи подтверждается ограничениями,
которым подвергается Ириней, а также тем, что ему угрожают запретом вернуться в
келью в случае, если он ее покинет по какому-либо поводу.
- Право исповедовать религию (ст. 18)
Это подтверждается тем, что Иринею запрещено служить в
церкви, расположенной рядом с его кельей, и даже ее посещать.
Данный отчет может быть использован в любых легальных
целях и быть передан любой инстанции, организации, обществу или лицу,
интересующимся условиями жизни Иринея в Иерусалимском Патриархате. Хочу подчеркнуть,
что дурное обращение с ним, которое имело и продолжает иметь место, ни в коем
случае не может быть оправдано, даже если признать объективными причины
низложения Иринея.
Лукис Лукаидис
Адвокат
Президент Международной Ассоциации по Защите прав человека Кипра (с 1988
г.)
В прошлом:
·
Судья
Европейского Суда по правам Человека (1998-2008)
·
Член
Европейской Комиссии по Правам человека (1989-1998)
·
Помощник
Генерального Прокурора Кипрской республики (1975-1998)
Никозия
08.12.2008