Ροή Ειδήσεων

ДЕЛО ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА ИРИНЕЯ ПЕРВОГО. ЛУКИС Г. ЛУКАИДИС, АДВОКАТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАНТЫ




Руковдствуясь инструкциями благочестивых паломников Святых мест я посетил Иерусалим 4 ноября 2008 года.
Целью моего визита было ознакомиться с условиями жизни Святейшего Патриарха Иерусалимского Иринея, продолжающего жить в Иерусалиме, с тем, чтобы выяснить, как с ним обращаются, и насколько в отношении его соблюдаются права человека. По приезде в Иерусалим, я сразу же явился в Патрирахат, где встретился с Патриархом Феофилом в его кабинете и объяснил ему цель своего визита. Патриарх ответил, что слышал обо мне от Посла Кипрской Республики в Израиле, и соответственно, даст мне разрешение встретиться со Святейшим Иринеем, проживающим в здании Патриархата, в келье, запертой снаружи. Феофил объявил мне, что даст мне в сопровождающие кого-то, кто откроет дверь и останется со мной в течение всей моей встречи со Святейшим Иринеем. Насколько я понял,сопровождать меня должен был кто-то из полицейских. Я ответил Феофилу, что будет неправильным, если при нашей беседе будет присутствовать кто-то третий, поскольку я приехал в качестве адвоката в расчете получить доверительную информацию от Святейшего Иринея относительно условий его жизни. На мой вопрос, почему он считает необходимым присутствие третьего лица, Феофил ответил мне, что это продиктовано требованиями безопасности. Но в конце концов я убедил его, чтобы он позволил мне переговорить со Святнейшим Иринеем наедине.
В ожидании полицейского, который проводил бы меня к келье Иринея, я завел разговор с г. Феофилом относительно условий жизни  Иринея в Патриархате. Феофил отвечал спокойно, но в голосе его звучали враждебные нотки при упоминании имени г. Иринея. Он сказал, что Ириней не должен жить в Патриархате, поскольку он низложен и с него снят патриарший сан, вследствие чего в настоящее время он является обыкновенным монахом, и как таковому ему следовало бы отправиться в какой-нибудь монастырь, дабы посвятить время раскаянию и уничижению. Это, как он сказал, закон церкви. Я ответил Феофилу, что наряду со строжайшими параграфами каждого закона, имеются и принципы естественного правосудия и снисхождения, и что, принимая во внимание патриарший сан, которым еще недавно был наделен Ириней, к нему следовало бы проявить снисхождение, оставив его проживать на территории Патриархата. Затем я спросил, дают ли пищу Иринею, на что Феофил мне ответил, что г. Ириней отказывается принимать какую-либо пищу из их рук, так как боится, что его отравят. На вопрос, почему келью Иринея держат запертой, и не позволяют ему свободно передвигаться по территории Патриархата, поступил ответ, что это происходит потому, что являются стороники Иринея и затевают ссоры. На этом я прервал нашу беседу, так как почувствовал, что атмосфера начала накаляться, становилась вреждебной, а я не мог рисковать своим свиданием с Иринеем. Во время моего разговора с г. Феофилом в его кабинете присутствовали и другие священники.
Вооруженный израильский полицейский проводил меня к келье Иринея. Подход к ней был заблокирован металлической решеткой, преграждающей вход во внутреннее помещение. Создавалось впечатление, что находишься в тюрьме. Зарешеченная дверь отворилась и мы оказались  маленьком дворике, который вел к двери кельи. Полицейский ушел, а я вошел в келью Иринея. Насколько я понял, помещение состояло из небольшой кухоньки, туалета, спальни и маленького холла. Ириней выглядел подавленным и расстроенным, но он явно обрадовался, увидев меня. Мы уселись в холле, и я пробыл с Иринеем около 3 часов.
ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ МНОЙ ОТ ИРИНЕЯ
  1. Ему не разрешается покидать келью.
  2. Дверь кельи заперта снаружи все 24 часа в сутки.
  3. Никому не разрешатся (друзьям, соратникам, паломникам, пастве) его посещать. Я увидел, что в его распоряжение предоставлены два мобильных телефона и один стационарный.
  4. Ему объявили, что если он покинет келью (независимо, по какой причине), то ему будет запрещено возвратиться назад.
  5. В этой келье он прожил большую часть времени.
  6. Ириней отверг утверждения Феофила о том, что он не принимает пищу, которую ему приносят, и категорически заявил, что ему никогда не приносили еду от Феофила.
  7. Продукты, которые имеются в келье, Иринею приносят любящие и уважающие его люди, причем, продукты попадают к Иринею разными путями, которые в настоящий момент я не могу описать. В любом случае, в холодильнике у него имеется продуктовый запас, переданный ему друзьями и сторонниками.
  8. Ему не позволяется посещать маленькую церковь Святой Феклы, находящуюся рядом с его кельей, и служить.
  9. Никакой медицинской помощи ему не предоставляется, как никто не помогает ему и убирать келью: Ириней убирает сам свое помещение.
  10. Он категорически заявил мне, что так казываемое низложение его было и есть незаконным, против канонов Церковного Права Греко-Православной Церкви. При этом он сослался на выводы Спиридона Кондоянниса, профессора Теологии Афинского университета. Он предоставил мне возможность побеседовать по телефону с вышеуказанным профессором, который подтвердил, что так называемое низложение Иринея было вызывающе нелегальным и недействительным с самого начала. На эту тему мы беседовали с Иринеем довольно долго и во всех подробностях, и он объяснил мне, что так называемое низложение его явилось продуктом заговора против него лиц и властей, относящихся к нему без симпатиии, поскольку он не соглашался с ними по принципиальным вопросам и вопросам, касающимся православия. Он категорически отверг опубликованную информацию о том, что он осуществлял незаконные сделки с церковной недвижимостью Патриархата, и призвал лица, имеющие доказательства обратного, представить их. От имени Иринея и вразрез с его указаниями действовал некий Пападимос, подделавший доверенность за подписью Патриарха.
  11. Решительно отверг предложение Феофила удалиться в монастырь, подальше от Патриархата, представив мне свидетельство о том, что сам Патриархат является монастырем.
  12. Ириней решительно заявил, что он является законным Патриархом Иерусалимским и подверг сомнению режим и власть Феофила, причем представил о информацию, идущую от православных христиан, и свидетельствующую о том, что Феофил во многих случаях действовал и продолжает действовать аморально.
ВЫВОДЫ:
Я убежден, что Ириней содержится в изоляции от остального мира, запертый снаружи, точно заключенный, в нечеловеческих и оскорбительных для него условиях, без причины, нелегально, против прав человека, определяемых самыми разными международными соглашениями и пактами. К сожалению, государство Израиль не утвердило Факультативный протокол к Международному пакту ООН о гражданских и политических правах, в результате чего лица, находящиеся в его юрисдикции, лишены защиты своих прав, в согласии с этим Пактом. Следует, однако, добавить, что на основании фактов, которые я считаю очевидными, и опираясь на статьи конкретного пакта, можно утверждать, что следующие права Иринея нарушались и продолжают нарушаться Феофилом и государственной властью, его поддерживающей:
  • Право не быть подвергаемым бесчеловечному и уничижительному обращению (ст. 7),
О данном нарушении свидетельствуют уловия жизни, навязываемые Иринею в форме изоляции, лишения пищи, медицинского обслуживания и других необходимых вещей, а также то, что дверь его запирается снаружи.
  • Право на свободу и безопасность (ст. 9)
Это подтверждается фактом, что Ириней по сути живет в Патриархате заключенным, а таже чинятся всяческие препятствия всем тем, кто желает его навестить без разрешения Феофила, который единственный обладает правом принимать решение по данному вопросу.
  • Право неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 17)
Нарушение этой статьи подтверждается ограничениями, которым подвергается Ириней, а также тем, что ему угрожают запретом вернуться в келью в случае, если он ее покинет по какому-либо поводу.
  • Право исповедовать религию (ст. 18)
Это подтверждается тем, что Иринею запрещено служить в церкви, расположенной рядом с его кельей, и даже ее посещать.
Данный отчет может быть использован в любых легальных целях и быть передан любой инстанции, организации, обществу или лицу, интересующимся условиями жизни Иринея в Иерусалимском Патриархате. Хочу подчеркнуть, что дурное обращение с ним, которое имело и продолжает иметь место, ни в коем случае не может быть оправдано, даже если признать объективными причины низложения Иринея.

Лукис Лукаидис
Адвокат
Президент Международной Ассоциации по Защите прав человека Кипра (с 1988 г.)
В прошлом:
·         Судья Европейского Суда по правам Человека (1998-2008)
·         Член Европейской Комиссии по Правам человека (1989-1998)
·         Помощник Генерального Прокурора Кипрской республики (1975-1998)

Никозия 08.12.2008